Стоматологическое лечение пациентов с аутизмом

Содержание:
Стоматологическое лечение пациентов, страдающих аутизмом, зачастую является серьезной проблемой для врача. Боязнь не справиться с ситуацией заставляет многих дантистов отказывать в помощи таким людям, что приводит к отсрочиванию лечения и, следовательно, дальнейшему развитию болезни.

 

Стоматологическое лечение пациентов, страдающих аутизмом, зачастую является серьезной проблемой для врача. Боязнь не справиться с ситуацией заставляет многих дантистов отказывать в помощи таким людям, что приводит к отсрочиванию лечения и, следовательно, дальнейшему развитию болезни.

На самом деле для лечения больных-аутистов стоматологу необходимо всего лишь адаптировать стандартные манипуляции под специфические особенности пациента и набраться терпения, что существенно повысит шансы на успех проводимого лечения, особенно при легких и средних формах аутизма.

Аутизм не равен понятию «умственная отсталость»

Синдром детского аутизма был впервые описан в 1943 году американским детским психологом Лео Каннером и представляет собой нарушения в развитии нервной системы, сопровождающееся нарушением психологического, интеллектуального, социального и поведенческого аспекта жизнедеятельности человека. Это проявляется в отстраненности ребенка от внешнего мира, от окружающих его людей, в появлении неадекватных реакций на общие вербальные или социальные сигналы (например, тональность голоса или улыбку другого человека), а также повторяющихся формах поведения, непредсказуемости телодвижений и самоагрессии. Иногда аутизм осложняется эпилепсией или умственной отсталостью. Все это создает значительные сложности при проведении стоматологического лечения.

Поиск решения

Пациенты –аутисты требуют особого, более чуткого и индивидуализированного подхода. Прежде чем преступить к лечению такого больного, стоматолог должен тщательным образом изучить его медицинскую карточку, по возможности, пообщаться с лечащим врачом, родственниками или попечителями, а также оформить документ об официальном согласии на лечение у представителей пациента.

Проблема коммуникации и своеобразие мышления пациента – это одна из главных проблем, с которой сталкивается врач при взаимодействии с аутистом. Для ее решения стоматолог должен настроиться «на волну» пациента, постараться найти ту форму общения, которая будет понятна и принята аутистом, в противном случае он может замкнуться еще больше, что осложнит дальнейшие процедуры.

Одной из методик построения коммуникации с человеком, страдающим аутизмом, и его подготовки к стоматологическому лечению является методика «рассказываю-показываю-делаю». Потратьте немного времени, чтобы рассказать пациенту о том, как вы будете его лечить, какие инструменты использовать и как эти инструменты работают – это стимулирует у пациента возникновение доверия к врачу. Обратите внимание, что аутист часто не в состоянии быстро переключиться с одного источника информации на другой, поэтому постарайтесь чередовать в своих объяснениях слуховую, зрительную и тактильную информацию, не смешивая их. Кстати, описанная методика вполне может использоваться и как подготовительный этап лечения обычных детей.

Поведенческая проблема – еще одна трудность, не преодолев которую врачу будет сложно прогнозировать успех лечения. Дело в том, что часто поведение людей, страдающих аутизмом, характеризуется резкой неконтролируемой сменой: от гиперактивности к отрешенности и полной апатии, а инвазивные стоматологические процедуры могут вызвать агрессию или самоагрессию, которая потенциально опасна для здоровья и жизни пациента (нервные срывы, битье головой, кусание и царапанье рук).

Хорошим вариантом для решения данной проблемы является применение методики десенсибилизации, основанной на «проигрывании» стрессовой для человека ситуации в расслабляющей обстановке. В нашем случае это могут быть несколько предварительных визитов в стоматологическую клинику с целью познакомить пациента-аутиста с обстановкой, персоналом, оборудованием, атмосферой клиники.

Можно попросить пациента посидеть одного в стоматологическом кресле, а затем дать ему возможность посидеть на месте стоматолога. Некоторые дети-аутисты чувствуют себя комфортнее, если вместе с ними в кресле находится их любимая мягкая игрушка или одеяло, также можно попросить близких пациента посидеть рядом и подержать ребенка за руку. Данная методика позволит исключить возникновение дополнительного стресса из-за непривычности окружающей обстановки и наличия незнакомых людей вокруг.

После того как Вам удалось добиться того, что пациент спокойно сидит в кресле, приступайте к предварительному осмотру, причем рекомендуется проводить его только пальцами, без использования стоматологических инструментов. Затем можно взять зубную щетку и начать чистить зубы пациента. Зачастую такой привычный инструмент как зубная щетка не вызывает негативных эмоций у аутиста, что позволяет врачу спокойно провести дальнейший осмотр полости рта и зубов пациента.

Обращайте особое внимание на то, чтобы лоток с инструментами и стоматологическая лампа находились вне поля зрения пациента, а первые стоматологические манипуляции были краткими и, по возможности, наименее болезненными. После каждой манипуляции хвалите пациента и старайтесь игнорировать неподобающее поведение столько времени, сколько это возможно.

Использование иммобилизации на время стоматологического лечения оправдано лишь в крайних случаях, когда поведение пациента угрожает здоровью или жизни его или персонала клиники, и не должно применяться лишь для обеспечения удобства лечения. Выбор той или иной методики иммобилизации должен основываться на специфике конкретного пациента и лечения, а также на требованиях атравматичности иммобилизации для пациента и быть подтвержден официальным согласием со стороны родственников или опекунов аутиста.

В ряде случаев оправдано применение фармакологических средств, в том числе общего наркоза. Необходимо особенно щепетильно подходить к выбору анестетиков, поскольку пациенты с пороками развития нередко имеют непредсказуемые реакции даже на обычные лекарственные препараты.

Проблема нестандартного восприятия мира. Данная особенность проявляется в стремлении аутиста сохранить тот мир вокруг себя, который он построил и к которому привык. Малейшее нарушение привычного положения вещей достаточно для того, чтобы вызвать сильнейший стресс у пациента. Незнакомые запахи, звуки, цвета, тактильные ощущения могут стать отвлекающими моментами, которые помешают лечению, причем реакция на них может быть совершенно разная: например, аутист может остро отреагировать на незнакомый звук или прикосновение незнакомого предмета и совершенно не воспринять болевые или температурные ощущения.

Исходя из данных особенностей, рекомендуется максимально «стабилизировать» образ клиники в глазах пациента. То есть, если процесс стоматологического лечения требует более одного визита, постарайтесь «вписать» последующие посещения в рамки первого знакомства аутиста с Вами, клиникой и стоматологическими процедурами: лечение должно проводиться в том же самом кабинете; если Вы работаете с ассистентами, то помогать Вам в работе с аутистом на протяжении всего курса лечения должен постоянно один и тот же человек; время лечения, желательно, назначать на один и тот же отрезок дня.

Также рекомендуется до визита пациента-аутиста убрать из кабинета предметы ярких цветов, яркие и пестрые картинки, исключить проникновение резких запахов и звуков, приглушить верхний свет. Попробуйте во время первого визита включить в кабинете тихую расслабляющую музыку или использовать аромалампу с расслабляющими маслами. Гарантировать то, что легкие запахи или звуки благотворно скажутся на психологическом состоянии пациента-аутиста нельзя, однако, в случае успеха, данные «вспомогательные средства» могут серьезно помочь в процессе лечения.

До начала лечения обязательно поговорите с родственниками или опекунами пациента насчет особенностей восприятия аутистом прикосновений другого человека к голове и лицу. Физический контакт с посторонним человеком может вызвать как приступ паники, агрессии и самоагрессии, так и восприняться как проявление ласки и участия.

Если в процессе лечения есть необходимость работы со стоматологической установкой, включите ее заранее, чтобы пациент адаптировался, привык к ее звуку. Некоторые аутисты проявляют сверхчувствительность к звуку бора, что, несомненно, вызовет дополнительные трудности для лечения.

Судороги, эпилептические припадки и резкие, непредсказуемые движения тела являются одной из ключевых характеристик аутизма, заключающие в себе потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента во время стоматологического лечения (прикусывание щек, языка, сколы зубов), а также одной из главных причин того, что стоматологи отказываются работать с пациентами-аутистами. На самом деле врач, соблюдая определенные правила, может обезопасить себя и пациента от рисков, связанных с судорожными движениями тела и эпилепсией.

В первую очередь будет необходимо проконсультироваться с лечащим врачом аутиста, чтобы выяснить частоту и силу приступов, а также возможность их контроля с помощью лекарственных средств. Если эпилепсия является контролируемой, то обязательно согласовать с родственниками или опекунами аутиста время приема лекарства, чтобы оно подействовало к моменту начала стоматологического лечения.

Однако в любом случае врач должен быть максимально готов к тому, что у пациента в стоматологическом кресле может начаться эпилептический припадок, и иметь четкое представление о том, как его контролировать.

Если припадок произошел непосредственно во время стоматологического лечения, необходимо оперативно убрать инструменты из полости рта пациента и все, что находится в непосредственной близости от его кресла. Для облегчения удаления коффердама рекомендуется до его установки прикрепить к зажимам зубную нить, потянув за которую Вы сможете моментально освободить полость рта больного.

После этого необходимо повернуть пациента на бок, контролировать дыхание и проходимость дыхательных путей во избежание аспирации до прекращения припадка. Не пытайтесь вставлять стоматологические или иные инструменты и предметы между зубами пациента.

Стоматологические проблемы при аутизме и методы их решения

Люди, страдающие аутизмом, зачастую ведут специфический образ жизни, что не может не сказаться на состоянии их зубов и полости рта. Регулярный прием лекарств, в том числе сильнодействующих, провоцирует развитие повышенной сухости тканей полости рта, и, как следствие, повышенный риск появления кариеса и заболеваний десен. Однако самую большую проблему представляет поведенческая специфика аутистов, что отражается в травмировании зубов, десен, щек, языка.

Для профилактики повреждений тканей полости рта, связанных с бруксизмом, кусанием губ и пощипыванием десен, пикацизмом (склонность к употреблению в пищу несъедобных и/или вредных для организма веществ и предметов), можно рекомендовать использование индивидуальных стоматологических кап, при условии, что аутист не отторгает их применение.

Также необходимо провести работу с родственниками и опекунами пациента, проинформировав их о том, как необходимо себя вести, если их подопечный выбьет зуб в результате травмы. Правила обращения и транспортировки выбитого зуба должны включать основные моменты, которые позволят сохранить зуб в операбельном состоянии до момента прибытия к стоматологу.

Больные аутизмом также склонны к поражению зубов кариесом, что связано не только с приемом лекарств и механическими зубов, но и стремлением к однообразию рациона, часто включающего сладкие, мягкие, вязкие продукты, а также трудностями с гигиеной полости рта.

После проведенного лечения кариозных полостей стоматолог должен обратить внимание родственников или опекунов аутиста на соблюдение превентивных мер для уменьшения риска дальнейшего распространения кариеса.

В первую очередь необходимо проанализировать список принимаемых пациентом лекарств с целью выявить те, которые вызывают сухость тканей полости рта или содержат сахар. Зачастую многие из этих лекарств исключить невозможно, однако можно уменьшить их побочный эффект, если аутист будет чаще пить воду или полоскать рот водой после каждого приема препаратов.

Также можно провести герметизацию фиссур и обработать поверхность зубов фтором, чтобы повысить защитные свойства зубов.

Источник: